Краткий опрос

Статистика

Пользователей : 138
Статей : 262
Просмотрено статей : 467365
Сейчас на сайте: 9

Броженко Татьяна Олеговна

Броженко Татьяна Олеговна - педагог организатор.

На данной странице выложены сценарии мероприятий проведенных в нашей школе

Викторина посвященная «Всероссийскому дню леса»

  • Обобщить знания учащихся о зоне лесов, познакомить с продукцией леса, установить взаимосвязь лес – человек.
  • Развивать познавательную активность, речь учащихся, творческие способности, умение обобщать, делать выводы, пополнять словарный запас, расширять кругозор.
  • Показать красоту родной природы, необходимость охраны растительного и животного мира зоны лесов; воспитывать бережное отношение и любовь к природе, культуру поведения в лесу.

Оборудование: карта природных зон, иллюстрации по теме “Зона лесов”, ндивидуальные тесты, карточки со словами, памятки “Как разводить костёр”, задания “Экологические ситуации”, словарь юного натуралиста, видеофильм “Лес осенью”, аудиозапись “Голоса птиц”, макет леса.

Ход урока

1. Организационный момент

Загадка:

Богатырь стоит богат, угощает всех ребят:
Ваню – земляникой, Таню – костяникой,
Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой.

Учитель: Мы сегодня снова будем говорить о зоне лесов, о том, какую роль играет лес в жизни людей, о правилах поведения, которые нужно выполнять, чтобы не причинить вреда лесу и его жителям.

На прошлом уроке познакомиться с зоной лесов нам помог сказочный хранитель леса старичок-Лесовичок. Вот и сегодня он снова будет работать вместе с нами.

На доске игрушка Лесовичок. В корзинке у него шишки и листья, на которых написаны задания.

Обобщение учителем: Итак, мы узнали, что в зону лесов входят хвойные леса – тайга, смешанные и широколиственные леса. Растительный и животный мир лесов очень богат и разнообразен. Многие из них нуждаются в охране человеком.

3. Работа над новым материалом

Учитель: Когда появились леса? (Ответы детей.)

– Леса появились на Земле более 300 млн. лет назад и постепенно стали самым распространённым ландшафтом.

Учитель: Исчезали старые и появлялись новые леса, но от каждого периода что-то оставалось на Земле. Так, в конце концов, сложилось неповторимое разнообразие современных лесов. Остатки прошлого, названные реликтами, живые свидетельства истории лесов.

Ученик зачитывает из толкового словаря значение слова “Реликты”.

Учитель: Более 30 тысяч различных видов деревьев и кустарников образуют основу лесов Земли. Леса называют “лёгкими” нашей планеты. Как вы думаете, почему?

Дополнительное сообщение учащихся.

Леса – лёгкие нашей планеты, помогающие дышать всему живому. 1 га леса за год очищает 18 млн. кубических метров воздуха от углекислого газа, он поглощает 64 тонны других газов и пыли, поставляя взамен миллионы кубических метров кислорода. Вместе с кислородом растения обогащают воздух веществами – фитонцидами, которые убивают болезнетворные микробы. Фитонциды образуются всеми растениями, но особенно много их выделяют чеснок, лук, черёмуха.

На доске опора: 1 га леса за год очищает 18 млн. м воздуха.

Учитель: Что ещё, кроме чистого воздуха, даёт лес человеку? (Ответы детей.)

– Лес необходим нам, как воздух, вода и пища. Это уникальный природный комплекс, дающий более 20 тысяч наименований разной продукции – насыщенный кислородом воздух, витамины, пищевые продукты, строительные материалы, корма для животных.

– Леса берегут полноводность рек, укрепляют почву.

Учитель: Чистота воздуха во многом зависит от здоровья леса. А зависит ли здоровье леса от чистоты воздуха? (Ответы детей.)

– В воздухе городов в несколько тысяч раз микробов больше, чем в воздухе лесов. Поэтому люди стараются высаживать больше деревьев на территории города. В нашем городе тоже уделяется внимание этой проблеме.

Лиственница: Королевой наших лесов называют люди лиственницу.  Осенью золотые хвоинки, как листья падают на землю. Отсюда и произошло название дерева. Древесина этого дерева не знает износа. Знаете ли вы, что внутренние детали Московского Кремля сделаны из лиственницы и служат уже по 400 – 500 лет? Боевые колесницы Древнего Египта тоже были изготовлены из лиственницы. Древесина её не гниёт и со временем становится ещё твёрже и как – бы каменеет.

Дуб: Мощь и величественная красота дуба привлекает всех. Корни его уходят глубоко в землю, и поэтому ему не страшны никакие бури. В старину дуб шёл на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель, паркет, используют в вагоностроении   судостроении.

Учитель: Видите, ребята, какой у нас удивительный лес!

. Викторина. Работа в группах

Учитель: А сейчас, ребята, давайте отправимся в лес за загадками, а загадает вам их наш старичок-Лесовичок.

Представители от каждой из трёх групп выходят и берут задания у Лесовичка.

Пед:Я сейчас буду зачитывать вопросы а вы  отвечать на них, та команда которая правильно ответит на вопрос жюри присудит балл.

1 Задание:

  1. Из какого дерева делают спички? (Осина)
  2. Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Берёза)
  3. Что является лучшим лакомством для лосей, оленей, косуль: трава, грибы или соль? (Соль)
  1. Сосну высаживают для укрепления почвы, а ель – нет. Почему? (У сосны – глубокая корневая система, а у ели – поверхностная).
  2. Какое дерево, как и берёза, даёт сладкий сок? (Клён)
  3. Какой зверёк умеет летать: белка-летяга, рысь, летучая мышь? (белка-летяга)
  1. Какой вред деревьям приносит сбор сока? (Дерево чахнет, засыхает)
  2. Какими лекарственными растениями можно лечить простуду? (Ромашка, мать-и-мачеха, чабрец, мята)
  3. Назвать редких животных, занесённых в Красную Книгу. (Зубр, уссурийский тигр, красный волк, орёл-беркут, жук-олень)

 

Ответы учащихся:

– Из-за того, что лесов становится меньше, страдают многие растения и животные, которые раньше встречались часто, а сейчас стали редкими и внесены в Красную книгу.

– Из-за вырубки лесов нарушается природное равновесие. Поэтому людям нужно беречь лес и всё, что там находится. Нужно на месте вырубленных лесов сажать новые.

– Деревья и кустарники выращивают для посадки в лесных питомниках. Если бездумно уничтожать леса и вырубать больше, чем прирастает, то через некоторое время наша страна может стать малолесной территорией.

– Окружающая нас природа влияет на все живые существа. Природа и человек – одно целое. Если будет плохо природе, будет плохо и человеку.

Пословица на доске: “Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади”.

  • Плакаты – лозунги на доске:
    ЛЕС – это наше богатство!
    ЛЕС – это зелёный наряд нашей земли, там, где лес, всегда чистый воздух.
    ЛЕС – это дом для зверей и птиц.
    ЛЕС – это наш друг, задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
    ЛЕС – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
  • Иллюстрации картин художников с изображением леса;
  • ЛЕС – один из основных типов растительности, состоящий из совокупности древесных, кустарниковых, травянистых и др. растений (мхи, лишайники), включающий животных и микроорганизмы, биологически взаимосвязанных в своём развитии и влияющих друг на друга и на внешнюю среду. Вместе с тем
  • ЛЕС — составная и очень важная часть биосферы; элемент географического ландшафта. ЛЕС — сырьевой ресурс, природное сырьё.
  • ЛЕС — объект ведения лесного хозяйства, основа государственного лесного фонда.
  • Таким образом,
  • ЛЕС — понятие многогранное.

 

 

 

VIII. Конкурс узнай дерево по описанию.

(задание зачитывается один раз, команда обсуждает 5 секунд, если не отвечает, то могут помочь болельщики, если ответа нет право ответа переходит к другой команде):

  1. В народе это дерево часто называют «сладким». Нет, конфеты на нём не растут. Во время цветения дерева к нему летят пчёлы. И мёд потом будет самый вкусный и душистый. (ЛИПА)
  2. Лиственные деревья зимой стоят голые, хвойные – зелёные круглый год. А у этого дерева хоть и хвоинки, а зимой оно стоит голое, как лиственное. (ЛИСТВЕННИЦА)
  3. Дотронься летом до ствола этого дерева , он прохладный даже на солнцепёке. Такое может быть только у одного дерева в мире: ведь это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце. (БЕРЁЗА)
  4. Если тебе когда-нибудь понадобится расколоть полено этого дерева, сделать это будет нелегко: топор увязнет в древесине. И ты поймёшь, почему дерево так названо. (ВЯЗ)
  5. Весной это дерево стоит нарядное, праздничное, будто всё в белой пене. И запах его цветов чувствуется издалека. Жаль только, что из-за цветов люди ломают ветки и сучки у этого дерева. (ЧЕРЁМУХА)
  6. «Красавец» – так переводится латинское, научное название этого дерева. Но оно не только красиво: это дерево-богатырь, дерево-долгожитель. (ДУБ)
  7. Дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать «музыкальным» – из его древесины изготавливают многие музыкальные инструменты. (КЛЁН)
  8. Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму. И чем крепче прихватит их морозец, тем слаще они будут. (РЯБИНА)
  1. 9. XV. Конкурс – пословиц и поговорок: «В народе говорят».

10.  Пословицы и поговорки представляют собой меткие образные изречения, придуманные народом, обобщающие различные явления жизни, природы и т. д. В них – опыт поколений и вековая история людей. Этим и объясняется их долгая, активная жизнь в нашей разговорной речи. Не случайно говорят: «Без пословицы речь не молвится».

11.  В этом конкурсе командам надо из разбросанных половинок составить целые поговорки пословицы. Оценка: от 1 до 10 баллов.

Лес видит,

не видать леса.

Лес и вода –

не ездят.

Лес рубят –

не без зверя.

В лесу дождь

леса не узнаешь.

В лесу

щепки летят.

По опушке

дважды идёт.

Лес точится

тем больше дров.

В лес с дровами

родные брат и сестра.

Чем дальше в лес,

червём изнутри.

За деревьями

а поле слышит.

Слайд 26 «Составь разрезную картинку» (см. Приложение 7 – три картинки разрезать как ПАЗЛ)

Пока жюри подводит итоги, вы попробуйте собрать разрезную картинку иллюстрации картины И.И.Шишкина.

Нарисована таблица “Лес”, на круглом белом столе карточки лежат под номерами.

  1. Какие хвойные деревья и кустарники растут в наших лесах?
  2. Какое хвойное дерево на зиму сбрасывает свои листья-иголки?
  3. Кому нужны дуплистые деревья?
  4. Какое растение называют заячьей капустой?
  5. Какую ягоду называют северным гранатом?

Правильные ответы:

  1. Ель, сосна, лиственница, можжевельник, пихта, кедр.
  2. Лиственница.
  3. В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут звери.
  4. Кислицу, трилистник.
  5. Костянику.

Остановка 2. “Остроглаз”

  1. Как по клюву различить молодого грача и взрослого?
  2. Какая птица умело подражает голосам многих птиц?
  3. Кто кукует (самец или самочка)?
  4. Почему у березы молодые листочки клейкие?
  5. Что означает “плач” березы весной?

Правильные ответы:

  1. У взрослого грача основание клюва белое.
  2. Скворец.
  3. Самец.
  4. Смолистые вещества защищают листья от заморозков.
  5. Сокодвижение.

 

20. Обобщение полученных знаний.

Давайте подведём итог нашей игры.

  1. Какой русский учёный первым в начале 20 века дал первое научное определение ЛЕСА? (Морозов)
  2. Назовите какие живые организмы образуют лесное сообщество. (Деревья, ягоды, звери, птицы, насекомые, грибы.)
  3. Каково значение леса для человека.

Остановка 4. “Лесная аптека”

  1. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?
  2. Какая ягода заменяет лимон?
  1. Слайд 29. «Стихи» Листья какого растения можно приложить к ране?
  2. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она применяется?
  3. Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?

Правильные ответы:

  1. Торфяной мох или сфагнум.
  2. Клюква содержит лимонную кислоту.
  3. Подорожника.
  4. Валериану. При сердечно-сосудистых заболеваниях, при неврозах.
  5. Отвар из цветков и листьев мать-и-мачехи — хорошее средство от кашля.

 

Помогите природе,
Возвратите ей душу,
Поразмыслите, люди,
Без неё будет хуже.

Дерево, цветы, животные и птицы
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
В. Берестов

Давайте сохраним природы волшебство.
Чтоб не осталось разоренным
Человечество моё!

Спасибо за игру, надеюсь время которое вы здесь провели не прошло даром, вы пополнили свои знания о лесном сообществе как важнейшей части биосферы.

  1. Почему крапива жжется?
  2. Как называется гнездо белки?
  3. Назовите хищное насекомое, питающееся в воздухе.
  4. Зайчиха может приносить приплод два-три раза в году. Как называют зайчат каждого выводка?
  5. Какой зверь строит дом с бассейном?

Правильные ответы:

  1. В острых волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.
  2. Гайно. Шарообразное снаружи гнездо замаскировано листьями, ветками ели, внутри выстлано мхом, травой и т.д. У заботливой матери-белки бывает от трех до пяти гнезд.
  3. Стрекоза.
  4. Зайчата 1 выводка: “настовики”, т.к. они появляются, когда на снегу есть наст; летние зайчата — “колосовики” или “травники”; осенние — “листопадники”.
  5. Бобр.

Итог викторины

Комментарии  

 
0 #1 Victor1995 2017-04-04 03:01 Я скачал с сайта http://delayreferat.ru/ себе реферат, информация в реферата содержала кучу ошибок, в итоге я опозорился не получил зачет теперь надо мной висит угроза отлисления. Владельци сайта редкасные мудаки. Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Travel Turne Tranzito