15 Февраль 2013
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВЕДЕНИИ УЧЕНИЧЕСКИХ ТЕТРАДЕЙ И ИХ ПРОВЕРКЕ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
§ Законом РФ «Об образовании»;
§ Типовым положением об общеобразовательном учреждении;
§ Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях Сан ПиН 2.4.2.1178-02;
§ Уставом и локальными актами общеобразовательного учреждения.
1.2. Настоящее Положение устанавливает правила ведения ученических тетрадей, проведения текущего контроля и оценивания уровня учебных достижений обучаемых.
1.3. Настоящее положение утверждается педагогическим советом школы, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения.
2. Количество и назначение ученических тетрадей.
2.1. Для выполнения всех видов обучающих, проверочных, лабораторных и контрольных работ надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчёта на каждого учащегося:
Предмет |
Количество тетрадей |
||
1-4 классы |
5-9 классы |
10-11 классы |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Математика |
2 рабочие тетради и 1 тетрадь для контрольных работ |
2 рабочие тетради и 1 тетрадь для контрольных работ |
- |
Алгебра |
- |
2 рабочие тетради и 1 тетрадь для контрольных работ |
1 рабочая тетрадь и 1 тетрадь для контрольных работ |
Геометрия |
- |
1 тетрадь |
1 тетрадь |
Русский язык |
2 рабочие тетради, 1 тетрадь по развитию речи и 1 тетрадь для контрольных работ |
2 рабочие тетради, 1 тетрадь по развитию речи и 1 тетрадь для контрольных работ |
1 рабочая тетрадь |
Литература |
В соответствии с программными требованиями |
1 рабочая тетрадь |
Одна рабочая тетрадь и 1 тетрадь по развитию речи |
Риторика |
В соответствии с программными требованиями |
- |
- |
Окружающий мир |
Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК |
- |
- |
Природоведение |
- |
1 рабочая тетрадь |
- |
Биология |
- |
1 рабочая тетрадь и 1 тетрадь для лабораторных работ |
1 рабочая тетрадь и 1 тетрадь для лабораторных работ |
География (экономика) |
- |
1 рабочая тетрадь, контурные карты |
1 рабочая тетрадь, контурные карты |
Химия |
- |
1 рабочая тетрадь и 1 тетрадь для лабораторных работ |
1 рабочая тетрадь и 1 тетрадь для лабораторных работ |
Физика |
- |
1 рабочая тетрадь и 1 тетрадь для лабораторных работ |
1 рабочая тетрадь и 1 тетрадь для лабораторных работ |
Информатика |
- |
1 рабочая тетрадь |
1 рабочая тетрадь |
Иностранный язык |
1 рабочая тетрадь, тематический словарь |
1 рабочая тетрадь, тематический словарь |
1 рабочая тетрадь, тематический словарь |
ОБЖ |
- |
1 рабочая тетрадь |
1 рабочая тетрадь |
История (обществознание) |
Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК |
1 рабочая тетрадь |
1 рабочая тетрадь |
2.2. В тетрадях для контрольных работ, в тетрадях по развитию речи, помимо самих контрольных и творческих работ, подлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками.
3. Требования к оформлению и ведению тетрадей обучаемыми.
3.1. Учащиеся пользуются стандартными тетрадями, состоящими из 12-18 листов. Общие тетради могут использоваться лишь в 7-11-х классах на уроках по учебным дисциплинам, при изучении которых необходимо выполнение больших по объёму работ. Общие тетради по русскому языку и алгебре используются только начиная с 10-го класса.
3.2. Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
3.3. Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначена тетрадь (для работ по русскому языку, для работ по развитию речи).
Образец надписи:
Тетрадь
для творческих работ
по русскому языку
учени__ ___ класса
средней школы ____
г. ________________
ФИ ученика
3.4. Соблюдать поля с внешней стороны. При выполнении работ учащимися не разрешается писать на полях (за исключением пометок на полях во время записи лекций в старших классах). Размер полей в тетрадях устанавливается учителем исходя из специфики письменных работ по учебному предмету.
3.5. Указывать дату выполнения работы. В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведётся учителем в виде числа. Со второго полугодия первого класса, а также во 2-4-х классах записывается число арабской цифрой и полное название месяца. В четвёртом классе допускается в записи числа имена числительные прописью. В 5-11-х классах по русскому языку число и месяц записываются словами в форме именительного падежа. В 5-11-х классах по математике (по остальным предметам) допускается запись даты цифрами на полях.
3.6. Писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ (5-11-ые классы).
3.7. Обозначать номер задания, указывать вид выполняемой работы (план, конспект и т.д.), указывать, где выполняется работа (классная или домашняя).
3.8. Соблюдать красную строку.
3.9. Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком в тетрадях по русскому языку строку не пропускать. В тетрадях по математике во всех этих случаях пропускать только 2 клеточки. Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать 2 линейки, а в тетрадях по математике – 4 клеточки (для отделения одной работы от другой и для выставления отметки за работу).
3.10. Выполнять аккуратные подчёркивания, условные обозначения, составление графиков и т.д. карандашом, в случае необходимости – с применением линейки.
3.11. Учащиеся ведут записи в тетрадях синей или фиолетовой пастой. Обучаемым запрещается писать в тетрадях красной пастой.
3.12. Исправлять ошибки следующим образом: неверное написание зачёркивать косой линией (часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией); вместо зачёркнутого надписывать нужное, не заключать неверное написания в скобки.
4. Количество контрольных работ.
4.1. Число контрольных, лабораторных, практических, творческих работ по всем предметам устанавливается учебными программами по предметам и тематическим планированием.
4.2. Не допускается выполнение двух контрольных работ в день одним классом или одним обучаемым.
5. Порядок проверки письменных работ учителями.
Предмет/классы |
1-5 |
6 |
7 |
8-9 |
10-11 |
|||
Русский язык |
После каждого урока у всех учеников |
Во II полугодии после каждого урока у слабых учащихся, наиболее значимые работы 1 раз в неделю у всех учащихся |
После каждого урока у слабых учащихся, наиболее значимые работы 1 раз в неделю у всех учащихся |
После каждого урока у слабых учащихся, наиболее значимые работы 1 раз в месяц у всех учащихся |
||||
Контрольные диктанты проверяются к следующему уроку. Изложения и сочинения проверяются и возвращаются не позднее чем через 10 дней. |
||||||||
Литература |
Проверяются только значимые работы. |
Изложения и сочинения проверяются у всех учащихся. |
||||||
Математика (алгебра, геометрия) |
После каждого урока у всех учеников |
В I полугодии – после каждого урока Во II полугодии – два раза в неделю |
После каждого урока только у слабоуспевающих учащихся, один раз в две недели – наиболее значимые работы у всех учащихся |
После каждого урока только у слабоуспевающих учащихся, один раз в месяц – наиболее значимые работы у всех учащихся |
||||
Окружающий мир |
Проверочные работы проверяются у всех учащихся |
- |
- |
- |
- |
|||
Природоведение |
Проверяются у всех только значимые работы. Один раз в триместр проверяется ведение тетрадей у всех учащихся |
- |
- |
- |
- |
|||
Биология |
- |
Проверяются у всех лабораторные работы, только значимые работы. |
||||||
Один раз в триместр проверяется ведение тетрадей у всех учащихся |
Один раз в полугодие проверяется ведение тетрадей у всех учащихся |
|||||||
География (экономика) |
- |
Проверяются у всех только значимые работы |
||||||
Один раз в триместр проверяется ведение тетрадей у всех учащихся |
Один раз в полугодие проверяется ведение тетрадей у всех учащихся |
|||||||
Химия |
- |
- |
- |
Проверяются значимые работы у всех учащихся не реже 2-х раз в месяц |
Проверяются значимые работы у всех учащихся не реже 1-го раза в месяц |
|||
Лабораторные, контрольные работы проверяются и возвращаются к следующему уроку |
||||||||
Физика |
- |
- |
Проверяются значимые работы у всех учащихся не реже 2-х раз в месяц |
Проверяются значимые работы у всех учащихся не реже 1-го раза в месяц |
||||
Лабораторные, контрольные работы проверяются и возвращаются к следующему уроку |
||||||||
Информатика |
- |
- |
- |
Проверяются значимые работы у всех учащихся |
||||
Один раз в триместр проверяется ведение тетрадей у всех учащихся |
Один раз в полугодие проверяется ведение тетрадей у всех учащихся |
|||||||
Иностранный язык |
После каждого урока у всех учеников |
Наиболее значимые работы не реже 1 раза в неделю у всех учащихся |
Наиболее значимые работы не реже 1 раза в две недели у всех учащихся |
Наиболее значимые работы не реже 1 раза в месяц у всех учащихся |
||||
ОБЖ |
- |
Проверяются значимые работы у всех учащихся |
||||||
Один раз в триместр проверяется ведение тетрадей у всех учащихся |
Один раз в полугодие проверяется ведение тетрадей у всех учащихся |
|||||||
История (обществознание) |
Проверяются значимые работы у всех учащихся |
|||||||
Один раз в триместр проверяется ведение тетрадей у всех учащихся |
Один раз в полугодие проверяется ведение тетрадей у всех учащихся |
|||||||
5.2. В проверяемых работах по русскому языку и математике учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:
- При проверке тетрадей и контрольных работ учащихся 1-4-х классов, слабоуспевающих учащихся 1-11-х классов зачёркивая орфографическую ошибку, цифру, математический знак, учитель подписывает вверху букву или нужную цифру, знак;
- Пунктуационный ненужный знак зачёркивается, необходимый пишется красной пастой;
- При проверке тетрадей и контрольных работ учащихся 5-11-х классов учитель только подчёркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик;
- При проверке изложений и сочинений в 5-11-х классах отмечаются не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые, грамматические.
5.3. При проверке ученических тетрадей учитывать соблюдение обучаемыми единого орфографического режима.
6. Контроль за ведением тетрадей и качеством их проверки администрацией школы:
- Учитель;
- Класс;
- Соответствие количества тетрадей количественному составу класса;
- Выполнение единого орфографического режима;
- Регулярность проверки;
- Соответствие отметок существующим нормам;
- Качество проверки тетрадей (пропуск ошибок, аккуратность исправления, слово учителя в тетради и т.д.);
- Система работы над ошибками (работа над каллиграфией, классификация ошибок, индивидуальная работа учащихся над собственными ошибками);
- Внешний вид тетрадей (оформление, аккуратность ведение, единообразие надписи тетрадей);
- Объём классных и домашних работ, соответствие возрастным нормам;
- Разнообразие форм классных и домашних работ;
- Дифференцированный подход.