Министерство образования и науки Камчатского края

краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Камчатский центр детского и юношеского технического творчества»

 

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
КАМЧАТСКОГО КРАЯ

 

Камчатский край

2013 год

 

Содержание

 

Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом.……............

 

 

3

Инструкция педагогу, ответственному за организацию работы в образовательном учреждении по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма………………………….……….....................

 

 

10

Памятка по организации работы при планировании мероприятий (для администрации образовательного учреждения по профилактике дорожно-транспортного травматизма)…………………………………….

 

 

12

Технология и методика проведения «Минутки по безопасности дорожного движения».………..................................................................

 

14

Основные требования к оформлению кабинета по Правилам дорожного движения в образовательном учреждении…………...............

 

15

Необходимое оборудование для кабинета по Правилам дорожного движения………………………................................................

 

17

Основные требования к оформлению информационного уголка для образовательных учреждений по безопасности дорожного движения...................................................................................................

 

 

21

Основные требования к транспортным площадкам для проведения занятий по Правилам дорожного движения. Оборудование транспортных площадок……………………………………….……..........

 

 

25

Основные требования к мобильным детским автогородкам..........

27

Положение об отрядах юных инспекторов движения (примерное)………………………………………………………………....

 

34

Перечень необходимых документов в образовательном учреждении для организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (примерный)………………….......

 

 

36

План проведения лекции по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма для педагогических работников образовательных учреждений (примерный)……………………………...

 

 

38

Памятка для обучающихся о безопасном поведении на улицах и дорогах (в помощь педагогическим работникам образовательного учреждения)…………………………………………………………………

 

 

39

Памятка типичные ошибки при преподавании Правил дорожного движения (в помощь педагогическим работникам образовательного учреждения)…………………………………………………………………

 

 

40

Перечень нормативных правовых актов, использованных при составлении методических рекомендаций………………………………..

 

41

 

Утверждаю

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г.ОНИЩЕНКО 21 сентября 2006 года

Утверждаю

Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Российской Федерации В.Н.КИРЬЯНОВ  21 сентября 2006 года

 

Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок

организованных групп детей автомобильным транспортом

 

Общие положения

Настоящие Методические рекомендации определяют порядок организации и осуществления перевозок детей, основные обязанности и ответственность должностных лиц и водителей автобусов, осуществляющих организацию и перевозку детей к местам отдыха и обратно по разовому заказу или туристско-экскурсионному маршруту. Данные рекомендации разработаны для всех юридических и физических лиц, участвующих в перевозках организованных детских коллективов.

Главными задачами настоящих Методических рекомендаций являются:

обобщение требований по обеспечению безопасности перевозки организованных групп детей в одном документе;

предотвращение неблагоприятного воздействия на организм детей вредных факторов и условий, связанных с пребыванием в стационарных условиях зон обслуживания пассажиров и в пути следования автомобильным транспортом;

создание документа, который используется при разработке стандартов и рабочих инструкций юридическими и физическими лицами, занимающимися организацией и осуществлением перевозок детских коллективов.

Настоящие Методические рекомендации применяются при осуществлении перевозок автобусами групп общей численностью восемь и более детей.

В настоящих Методических рекомендациях используются следующие термины и определения:

Заказчик - организация, юридическое или физическое лицо, являющееся потребителем транспортной услуги по перевозке детей;

Исполнитель - организация, юридическое или физическое лицо, выполняющее услугу по перевозке детей по заявке Заказчика.

Функции Заказчика и Исполнителя могут быть исполнены одной организацией либо юридическим лицом, которые обладают одновременно потребностью и возможностью осуществления услуги.

В соответствии с Законом РФ от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" Заказчик транспортной услуги имеет право получить информацию от Исполнителя о качестве и полноте подготовки транспортных средств и водителей к перевозке детей.

Массовые перевозки детей автомобильной колонной (3 автобуса и более) осуществляются только при наличии у Заказчика уведомления ГИБДД о выделении автомобильной колонне специального автомобиля сопровождения. Уведомление ГИБДД предъявляется Заказчиком вместе с заявкой на перевозку детей автомобильной колонной Исполнителю.

Экскурсионные автобусные поездки детей организуются по маршрутам продолжительностью до 12 часов с одним водителем и до 16 часов - с двумя водителями.

Туристические поездки организуются с более длительной продолжительностью с обязательным использованием двух водителей, в данном случае при организации поездки предусматриваются условия для полноценного отдыха (в гостиницах, кемпингах и т.п.) водителей и пассажиров не менее 8 часов после 16 часов движения.

Перевозка детей при экскурсионных и туристических поездках осуществляется в светлое время суток. Движение автобуса в период с 23.00 до 7.00 часов не разрешается.

Туристско-экскурсионные перевозки детей дошкольного возраста не рекомендуются.

В случае, если Заказчиком выступает детское учреждение, туристско - экскурсионные и разовые перевозки детей, как правило, организуются только при наличии письменного разрешения вышестоящей организации.

Осуществлять перевозки детей автомобильным транспортом (кроме экскурсионных и туристических) при нахождении в пути не более четырех часов и в случаях, когда невозможно организовать доставку детей другим видом транспорта.

В случаях осуществления нерегулярной (разовой) поездки в пригородную зону или в междугородном сообщении Заказчик вправе потребовать, чтобы автобус накануне поездки был предъявлен для внеочередной проверки технического состояния в ГИБДД.

 

Основные требования по организации перевозок детей

1. Для организации перевозки детей Заказчик должен заключить договор с Исполнителем. При этом Исполнитель обязан иметь лицензию на данный вид деятельности и лицензионную карточку на эксплуатируемое транспортное средство, за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд.

Передача лицензии или лицензионной карточки другому перевозчику запрещена.

Если хозяйствующий субъект, в том числе и детское учреждение, имеет собственный (собственные) автобус (автобусы), то на него также распространяются требования всех нормативных документов, касающиеся обеспечения безопасности перевозок. В случае отсутствия таких возможностей автобус должен базироваться и обслуживаться у Исполнителя, который имеет возможность обеспечивать выполнение всех необходимых требований по обеспечению безопасности перевозок.

К перевозкам групп детей допускаются водители, имеющие непрерывный трехлетний и более стаж работы на автомобильных транспортных средствах категории "Д" и не имеющие на протяжении последних трех лет нарушений действующих Правил дорожного движения.

Перевозка организованных групп детей осуществляется при обязательном сопровождении на весь период поездки на каждое транспортное средство взрослого сопровождающего, а если число перевозимых детей более двадцати - двух сопровождающих. Перед поездкой сопровождающие проходят специальный инструктаж совместно с водителем, проводимый полномочным представителем Исполнителя либо, как исключение, руководителем Заказчика на основе настоящих Методических рекомендаций.

Заказчик несет ответственность за безопасность перевозки детей в части, его касающейся.

Автомобильная колонна с детьми до пункта назначения сопровождается машиной "скорой помощи". При количестве автобусов менее трех необходимо наличие квалифицированного медицинского работника в каждом автобусе.

Техническое состояние автобусов Исполнителя должно отвечать требованиям основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации. Водитель обязан иметь при себе действующий талон о прохождении государственного технического осмотра автобуса.

Автобус должен быть оборудован:

двумя легкосъемными огнетушителями емкостью не менее двух литров каждый (один - в кабине водителя, другой - в пассажирском салоне автобуса);

квадратными опознавательными знаками желтого цвета с каймой красного цвета (сторона квадрата - не менее 250 мм, ширина каймы - 1/10 стороны квадрата), с черным изображением символа дорожного знака 1.21 "Дети", которые должны быть установлены спереди и сзади автобуса;

двумя аптечками первой помощи (автомобильными);

двумя противооткатными упорами;

знаком аварийной остановки;

при следовании в колонне - информационной табличкой с указанием места автобуса в колонне, которая устанавливается на лобовом стекле автобуса справа по ходу движения;

автобусы с числом мест более 20, изготовленные после 01.01.98 и используемые в туристических поездках, должны быть оборудованы тахографами - контрольными устройствами для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя. В этом случае владелец транспортного средства обязан выполнять требования Правил использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 07.07.98 N 86.

Класс автобуса должен соответствовать виду осуществляемой перевозки детей. Каждый автобус перед выездом на линию должен пройти проверку технического состояния и соответствия экипировки требованиям, установленным Правилами дорожного движения.

При выезде на линию к месту посадки водитель должен лично проверить состояние экипировки автобуса.

Автомобильная колонна с детьми сопровождается специальным автомобилем ГИБДД, двигающимся впереди колонны. Если количество автобусов в колонне составляет более 10 единиц, ГИБДД дополнительно выделяет автомобиль, замыкающий колонну.

При осуществлении перевозки групп детей одним или двумя автобусами сопровождение специальным автомобилем ГИБДД не обязательно.

Сопровождение колонны автобусов при автомобильной перевозке групп детей осуществляется от места формирования до конечного пункта назначения.

При массовой перевозке детей руководителем Исполнителя назначаются:

из числа допущенных к перевозке детей водителей - старший водитель;

из числа специалистов работников Исполнителя - старший автомобильной колонны.

Старший водитель, как правило, управляет последним автобусом колонны.

Перед выполнением перевозок организованных детских коллективов Исполнитель совместно с Заказчиком не позднее трех суток до назначенного срока начала перевозки представляет в соответствующие отделы ГИБДД официальное уведомление о планируемой перевозке с указанием:

даты и маршрута движения;

графика движения, отвечающего требованиям режима труда и отдыха водителей, включающего в себя определение времени прохождения контрольных пунктов маршрута, мест остановок и отдыха, оборудованных в соответствии с требованиями санитарного законодательства;

схемы трассы движения и маневрирования с обозначением на ней опасных участков, постов ГИБДД, пунктов медицинской помощи, больниц и др.;

подтверждения выделения медицинского сопровождения;

марки и государственного номера автобуса (автобусов), фамилий водителей, которые будут осуществлять перевозку детей, с приложением списков детей и лиц, их сопровождающих, утвержденных территориальными управлениями образования.

Заказчик обязан обеспечить организованные группы детей, находящиеся в пути следования более трех часов, наборами пищевых продуктов (сухими пайками) с согласованием их ассортимента с территориальными управлениями Роспотребнадзора по субъектам РФ в установленном порядке, а также предусмотреть во время движения соблюдение питьевого режима в соответствии с действующим санитарным законодательством.

Режим работы водителя автобуса должен предусматривать после первых трех часов непрерывного управления автомобилем предоставление водителю специального перерыва для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут. В дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые два часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется. При направлении в рейс двух водителей на один автобус они меняются не реже чем через три часа.

Перед началом массовых перевозок детей в оздоровительные лагеря приказом руководителя Исполнителя назначается специальная комиссия, которая проводит предварительное обследование подъездных дорог к оздоровительным лагерям и, исходя из состояния дорог, определяет возможность осуществления перевозок детей в оздоровительные лагеря и в специальные зоны отдыха, о чем составляется соответствующий акт.

При организации регулярных перевозок детей, связанных с учебно - воспитательным процессом (например, в школу и обратно), необходимо согласование трассмаршрутов и графиков движения автобусов с органами ГИБДД.

 

Требования по выполнению перевозок

Водители автобуса, допущенные к перевозке детей, должны иметь продолжительность междусменного отдыха перед поездкой не менее 12 часов, а также пройти инструктаж.

Уполномоченное лицо Исполнителя вносит в путевой лист автобуса отметку о прохождении водителем специального инструктажа.

Водитель, осуществляющий перевозки, должен выполнять указания старшего, в случае если они не противоречат Правилам перевозки пассажиров, Правилам дорожного движения, не связаны с изменением маршрута движения автобуса.

Автомобильная перевозка групп детей автобусами в период суток с 23.00 до 05.00 часов, а также в условиях недостаточной видимости (туман, снегопад, дождь и др.) запрещается. В период суток с 23.00 до 05.00 часов, в порядке исключения, допускается перевозка детей к железнодорожным вокзалам и аэропортам и от них, а также при задержках в пути до ближайшего места отдыха (ночлега).

Перевозка детей автобусом осуществляется только с включенным ближним светом фар. Перевозка детей запрещается, когда дорожные или метеорологические условия представляют угрозу безопасности перевозки.

Скорость движения автобуса выбирается водителем в зависимости от дорожных, метеорологических и других условий, но при этом не должна превышать 60 - 70 км/час.

Перед отправлением автобуса в рейс водитель (при движении колонной - старший колонны) должен лично убедиться в соответствии количества отъезжающих детей и сопровождающих количеству посадочных мест (для сидения), в отсутствии вещей и инвентаря в проходах, на накопительных площадках, в включении ближнего света фар. Окна в салоне автобуса при движении должны быть закрыты. На верхних полках могут находиться легкие личные вещи.

В пути следования остановку автобуса (автобусов) можно производить только на специальных площадках, а при их отсутствии - за пределами дороги, чтобы исключить внезапный выход ребенка (детей) на дорогу.

При вынужденной остановке автобуса, вызванной технической неисправностью, водитель должен остановить автобус так, чтобы не создавать помех для движения других транспортных средств, включить аварийную сигнализацию, а при ее отсутствии или неисправности - выставить позади автобуса знак аварийной остановки на расстоянии не менее 15 метров от автобуса в населенном пункте и 30 метров - вне населенного пункта. Первым из автобуса выходит старший и, располагаясь у передней части автобуса, руководит высадкой детей.

В случае получения ребенком в пути следования травмы, наступления внезапного заболевания, кровотечения, обморока и пр. водитель автобуса обязан немедленно принять меры по доставке ребенка в ближайший медицинский пункт (учреждение, больницу) для оказания ребенку квалифицированной медицинской помощи.

Водителю автобуса при перевозке детей запрещается:

следовать со скоростью более 60 км/час;

изменять маршрут следования;

перевозить в салоне автобуса, в котором находятся дети, любой груз, багаж или инвентарь, кроме ручной клади и личных вещей детей;

оставлять автобус или покидать свое место, если в салоне автобуса находятся дети;

при следовании в автомобильной колонне производить обгон впереди идущего автобуса;

выходить из салона автобуса при наличии детей в автобусе, в том числе при посадке и высадке детей;

осуществлять движение автобуса задним ходом;

покидать свое место или оставлять транспортное средство, если им не приняты меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя.

В пути следования водитель обязан строго выполнять Правила дорожного движения, плавно трогаться с места, выдерживать дистанцию между впереди идущим транспортным средством, без необходимости резко не тормозить, принимать меры предосторожности, быть внимательным к окружающей обстановке.

По прибытии к пункту высадки детей из автобуса водитель должен осмотреть салон автобуса. При обнаружении в салоне личных вещей детей передать их сопровождающему.

При наличии каких-либо замечаний (недостатков) по организации дорожного движения, состоянию автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, паромных переправ, их обустройству, угрожающих безопасности дорожного движения, водитель обязан сообщить диспетчеру Исполнителя.

 

 

Инструкция

педагогу, ответственному за организацию работы

в образовательном учреждении по профилактике

детского дорожно-транспортного травматизма

 

Педагог, ответственный за организацию профилактики ДДТТ, назначается приказом директора общеобразовательного учреждения перед началом учебного года. Это может быть заместитель директора по воспитательной работе, учитель начальных классов или предмета «ОБЖ», руководитель отряда (кружка) ЮИД или любой педагог (на усмотрение директора), владеющий соответствующими знаниями или прошедший курсы повышения квалификации по обучению школьников правилам дорожного движения.

Педагог (инструктор по безопасности дорожного движения) руководствуется в своей работе Законом Российской Федерации от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», «Правилами дорожного движения Российской Федерации» (новая редакция с внесенными дополнениями и изменениями), другими нормативными правовыми актами. Работа осуществляется в тесном контакте с инспектором по пропаганде или сотрудником Госавтоинспекции, закрепленным за данным общеобразовательным учреждением приказом начальника Госавтоинспекции.

В обязанности педагога, ответственного за организацию профилактики ДДТТ, входит следующее:

Организация работы общеобразовательного учреждения по профилактике ДДТТ осуществляется в соответствии с планами совместной работы Госавтоинспекции и органа управления образованием. План рассматривается на педагогическом совете и утверждается директором, а совместные планы проведения профилактических мероприятий еще и руководителями соответствующих организаций.

Осуществление контроля, совместно с заместителем руководителя  образовательного учреждения по безопасности дорожного движения, за выполнением учебного плана и программы занятий по ПДД в образовательном процессе.

3.         Осуществление постоянного контакта с сотрудниками подразделения пропаганды Госавтоинспекции при:

организации совместных профилактических мероприятий с учащимися и их родителями;

оформлении «уголка безопасности», кабинета ОБЖ;

обеспечении обучающихся методической литературой и наглядными пособиями;

техническом оборудовании автоплощадки (автогородка);

сборе  сведений об обучающихся общеобразовательного учреждения пострадавших в ДТП.

Регулярное информирование педагогического коллектива и родителей о состоянии аварийности: количестве ДТП с участием детей, анализе причин и условий, способствующих возникновению ДТП, сроках проведении профилактических мероприятий, их участниках.

Разработка совместно с сотрудником Госавтоинспекции схемы маршрута безопасного передвижения учащихся по территории, прилегающей к общеобразовательному учреждению. Контроль постоянного обновления информации по данной схеме.

Организация работы отряда ЮИД, участие в разработке положений, инструкций по проведению его работы.

 

Памятка

по организации работы при планировании мероприятий

(для администрации образовательного учреждения по профилактике дорожно-транспортного травматизма)

Основные направления работы при планировании мероприятий:

1. Работа с субъектами воспитательного процесса образовательного учреждения (преподавателями ОБЖ, классными руководителями, воспитателями ГПД, воспитателями дошкольных учреждений, педагогами дополнительного образования, руководителями отрядов ЮИД) по оказанию им методической помощи в проведении разнообразных форм проведения мероприятий по изучению Правил дорожного движения.

2. Активизация работы по предупреждению несчастных случаев с детьми на улице.

3. Организация работы отряда ЮИД по разъяснению среди школьников Правил поведения в общественных местах и предупреждению нарушений Правил дорожного движения.

4. Оборудование уголков (кабинетов) по безопасности движения, изготовление стендов, макетов улиц, перекрестков, светофоров, разработка методических, дидактических материалов и пособий для занятий с обучающимися (воспитанниками), с учётом требований к их содержанию.

5. Создание специальных площадок (атрибутов для занятий в помещении) для практических занятий по Правилам дорожного движения на базе образовательного учреждения.

6. Включение в программу по дополнительному образованию детей и творческих объединений обучающихся (воспитанников) разделов (тем) по изучению Правил дорожного движения.

7. Работа с родителями по разъяснению Правил дорожного движения, проведение разных форм: собрания, конференции, совместные игровые программы, выставки-конкурсы творческих работ (рисунки, поделки).

8. Пропаганда Правил дорожного движения по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма должна освещаться в средствах массовой информации TV «Вести Камчатка», РЕН ТV «Камчатка», радио СВ, «Вести» и других средствах массовой информации. А также отражаться на информационных стендах образовательного учреждения, школьную стенную печать, участие в региональных конкурсах (рисунки, плакаты, сочинения, совместные работы детей и родителей, конспекты тематических уроков и занятий; методических разработок по проведению игровых программ, викторин, игр и др.). Оформление методической копилки по организации и проведению месячника «Внимание, дети!».

Постоянный контакт администрации образовательного учреждения с инспектором УГИБДД УМВД России по Камчатскому краю - необходимое условие плодотворной работы по изучению Правил дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (см. Сборник).

 

 

Технология и методика проведения

«Минутки по безопасности дорожного движения»

 

«Минутка» - это кратковременное занятие по безопасности движения  (1-2 минуты), которое проводится педагогом непосредственно перед тем, как дети пойдут домой (группы продленного дня), или в конце последнего урока.

Цель «минутки» - повлиять на процесс стихийного формирования навыков поведения на улице во время движения по ней путем создания у детей соответствующей установки, ориентировки мышления на вопросы «дороги» и «безопасности». Ребенок, выйдя на улицу, осознанно или неосознанно изучает ее, познавая «секреты». Улица лишь на первый взгляд проста, а в действительности сложна, имеет ряд «ловушек» - обманчивых ситуаций.

 

Методика проведения «Минутки по безопасности дорожного движения»

Внимание детей переключается на вопросы безопасности движения путем разбора проблемного вопроса. Выслушав мнение нескольких детей по поставленному вопросу, воспитатель (учитель) поправляет их и дает свое объяснение. Важно создание ситуации столкновения мнений, спора, разнообразия объяснения одного и того же явления детьми.

Продолжением «минутки», ее практическим приложением является движение детей из образовательного учреждения по улице. Детям предлагаются задания по наблюдению обстановки на улице (за движением автомобилей, пешеходов на остановках, перекрестках, обращение внимания по пути на различные предметы, мешающие обзору улицы). Родители, сопровождающие детей, в процессе движения домой используют наблюдение и правильно оценивают обстановку, задавая детям вопросы.

 

Основные требования к оформлению кабинета по Правилам

дорожного движения в образовательном учреждении

 

Для проведения занятий по Правилам дорожного движения в образовательном учреждении, целесообразно иметь специализированный  кабинет. Создание учебного кабинета ПДД, оснащенного в полном соответствии с учебно-методическими требованиями. Поэтому будет рационально эту работу осуществлять поэтапно, по мере возможностей. Значительную часть пособий и оборудования можно изготовить и осуществить оснащение ими кабинета силами учащихся, используя уроки рисования, черчения, труда, кружковые занятия, помощь родителей, сотрудников ГИБДД.

Для оборудования такого кабинета требуется классная комната (кабинет). В кабинете устанавливаются столы и стулья из расчета одновременной посадки 25 обучающихся (воспитанников).

В каждый стол укладывается набор по Правилам дорожного движения. Такой набор служит для практического изучения Правил дорожного движения. При помощи набора создаются различные дорожные ситуации, возникающие на дорогах в процессе движения транспортных средств и пешеходов.

Движение транспорта, на прилагаемых в наборе схемах, регулируется макетами светофора и фигурками регулировщиков, а также дорожными знаками.

Перед классом устанавливается классная доска и экран для демонстрации презентаций и кинофильмов. На доске укрепляется коробка, в которой обязательно должны быть цветные маркеры для вычерчивания схем дорожного движения.

На стенах закрепляются электрифицированные дорожные знаки, закрытые матовым стеклом. Включение знаков осуществляется со стола педагога или с пульта управления подсветкой дорожных знаков.

Для показа различных учебно-наглядных пособий устанавливается демонстрационное устройство (проектор). Необходимы и устройства для таблиц и плакатов и плакатницы для хранения таблиц, агитационных и пропагандистских плакатов.

Макет-доска с металлическим основанием может быть размещена на стене рядом с классной доской, а если место не позволяет, то доска с металлическим основанием может подвешиваться непосредственно на доску (как подвешивается экран). Она может быть установлена также и на специальном столе, на котором следует предусмотреть возможность наклона доски для удобства обзора ее учащимися.

Комплект макет - доски      включает:

Планшет из листовой стали толщиной ~ 0,8 мм (на фанерном или рамном основании). На планшете должно быть изображение основных типов перекрестков и дорог. В зависимости от размеров планшета это может быть одна общая схема с несколькими перекрестками или несколько сменных планшетов с изображением отдельных перекрестков.

Макет (на магнитах) транспортных средств: автомобили разных типов и назначений, трамваи, троллейбусы, мотоциклы, велосипеды, пешеходы.

Макеты (на магнитах) светофоров и регулировщиков.

Дорожные знаки (желательно на магнитах).

С левой стороны кабинета в проемах между окнами устанавливаются два щита: «Рулевое управление» и «Тормоза» для изучения требований безопасности движения к механизмам управления автомобилем.

На свободной стене класса устанавливается витрина для литературы по безопасности движения. В специальные устройства, параллельно укрепленные на правой стороне, устанавливаются таблицы «Автомобили», «Мотоциклы», «Городской электротранспорт», «Сельскохозяйственные самоходные машины», «Велосипеды и мопеды». Здесь же устанавливают электрифицированную схему (щип) автомобиля с указанием механизмов и приборов, влияющих на безопасность движения.

У задней стены кабинета устанавливается застекленный шкаф-стеллаж для хранения светофоров, кинопроекционной аппаратуры, столика для него и других наглядно-учебных пособий и оборудования. На окнах устанавливается затемнение.

Размещение оборудования и его внешний вид должны отвечать всем требованиям технической эстетики и создавать максимальные удобства для проведения занятий и внеклассной работы.

 

Необходимое оборудование для кабинета

по Правилам дорожного движения

 

В кабинете устанавливаются ученические двухместные столы. В каждый стол укладывается набор по Правилам дорожного движения, который служит для практического изучения Правил дорожного движения. С его помощью создаются различные дорожные ситуации, возникающие на дорогах в процессе движения транспортных средств и пешеходов.

Движение транспорта на прилагаемых в наборе схемах регулируется макетами светофора и фигурками регулировщиков, а также дорожными знаками.

Таблицы (плакаты)

В качестве плоскостных изобразительных пособий при изучении Правил дорожного движения используются таблицы и плакаты, которые периодически выпускаются центральными издательствами и распространяются через торговую сеть. Для сохранности таблицы рекомендуется наклеить на картон и хранить их в плакатницах в горизонтальном положении.

Действующие модели светофора

Комплект действующих моделей светофоров настольного типа, изготовленных по образцам натуральных светофоров современной конструкции, применяется для регулирования движения на дорогах. В комплект входят модели светофоров четырех типов: трехсекционный, четырехсекционный с дополнительной секцией с правой стороны, пятисекционный с дополнительными секциями слева и справа, пешеходный светофор.

В каждой секции и автомобильном патроне на штифтах - однонитевая (автомобильная) лампа мощностью 3-6 ватт.

Электропитание моделей светофоров осуществляется от осветительной сети напряжением 127 или 220 вольт, через понижающий трансформатор (ТБ- 30) на 12 вольт или от автомобильной аккумуляторной батареи. Понижающий трансформатор входит в комплект. Заменять лампочки другими (большей мощности) не рекомендуется, так как могут повредиться светофильтры из ацетатной пленки.

Посредством четырех моделей светофоров можно создать все комбинации световых сигналов, применяемых при регулировании движения.

Пешеходный светофор

Пешеходный светофор с вызывающим устройством. Такие светофоры устанавливаются на пешеходных переходах через улицу с переключением световых сигналов пешеходами. На колонке такого светофора устанавливается вызывное устройство и световое табло «Ждите» с кнопкой «Переход».

При нажатии пешеходом кнопки «Переход» устройство производит переключение сигнала светофора. Для пешеходов включается сигнал «Идите», для транспорта - красный свет.

После перехода пешеходами улицы автоматически включатся зеленый сигнал светофора для транспорта.

Светофоры необходимы для занятий с учащимися 1-9 классов. Изготавливаются на уроках технического труда в школьных мастерских или на занятиях кружков.

Набор дорожных знаков

Набор дорожных знаков служит для проведения занятий по теме «Дорожные знаки». Набор цветных дорожных знаков размером 300х300 мм, изготовленные типографским способом на плотной бумаге.

Жезлы регулировщика

Для теоретических и практических занятий, бесед, игр и соревнований учителю требуются также жезлы регулировщика, которые можно изготовить в школьных мастерских.

Стол-макет

Крышку стола-макета с рельефом города целесообразно выполнить из листовой стали.

Те места, на которых будут установлены строения, зеленые насаждения и т.п., закрываются фанерой.

Для изготовления макетов города используются фанера и картон. Окраску рельефа удобно производить присыпками из древесных опилок, окрашенных в нужный цвет. Это выполняется так: в скипидаре или керосине разводится в небольшом количестве масляная краска. Предварительно просеянные опилки высыпаются в раствор и затем просушиваются на воздухе. Чтобы опилки закрепить на поверхности макета, покрытого фанерой, надо его предварительно окрасить лаком или столярным клеем и через сито посыпать опилками. В качестве присыпок можно использовать тертый кирпич, песок, мелкую гальку.

Дома и другие постройки изготавливаются из деревянных брусков, картона, фанеры, оргстекла и т.п. Строения и постройки окрашиваются масляными или нитрокрасками.

Проезжая часть улиц и дорог может быть окрашена тонким слоем, непосредственно по металлу после высыхания краски. Белой или желтой краской наносятся линии разметки.

При помощи макетов, вмонтированных в модели автомобилей, и средств регулирования они удерживаются на общем макете.

Макет можно электрифицировать низковольтным оборудованием (с автоматической подачей различных сигналов). Эту работу может произвести электротехнический кружок (кружок автоматики) школы или внешкольного учреждения.

Контрольные карты

Для проверки знаний учащихся по Правилам дорожного движения в кабинете рекомендуется иметь набор контрольных карт для программированного опроса учащихся с комплексными задачами по всей программе.

Принцип построения контрольных карт следующий: на каждой карте в рисунках с текстом и только текстом дается 10 задач. В каждой задаче имеется несколько ответов в виде цифр и текста. Надо выбрать один правильный ответ.

Решая задачи, учащиеся отмечают правильные ответы в контрольном листке (зачеркивают цифру двумя пересекающимися линиями). Затем карточку и контрольный листок сдают учителю.

Учитель, наложив на контрольный листок шаблон с кодами правильных ответов, подсчитывает количество правильных ответов и ставит отметку. (При правильных ответах отверстия шаблона должны совпадать с пометками, сделанными учащимися на контрольном листке).

Шаблоны изготавливаются из любого плотного листового материала. Номер шаблона соответствует номеру карточки.

Библиотека с литературой по безопасности движения

Очень большое значение имеет оформление и размер учебного пособия. Эти пособия используются, как учителем, так и учащимися в качестве справочного или иллюстрированного материала на занятиях.

Так при изготовлении текстовых плакатов, диаграмм, графиков или таблиц наиболее благоприятны желто-зеленый, зелено-голубой и частично синий цвет. Хорошо воспринимается сочетание черных букв и желтого фона, красных букв и зеленого фона. Все чертежи, схемы и плакаты следует выполнить на листах одного стандартного размера цветными красками или фломастерами.

Размеры наглядных пособий выбирают в зависимости от особенностей и площади стен помещения.

Наряду с настенными пособиями можно изготовить альбомы в соответствующем художественном оформлении.

Рисунки, схемы, графики лучше делать на листах бумаги (ватмане) форматом 297 х 420 (Ф.12), 420 х 594 (Ф.22) или 694 х 841 (Ф.24).

Поле рисунка (схемы) нужно располагать так, чтобы по краям рисунка оставалось не менее 20 мм. Если рисунки (схемы) будут использоваться для изготовления альбома, поле с левой стороны должно быть не менее 40 мм. Границей поля рисунка (схемы) служит рамка в виде черной линии, толщиной 0,2 мм. Желательно, чтобы все листы альбома были из одного сорта бумаги.

Большое значение наглядности обучения придавал еще К.Д. Ушинский, который считал, что «облекая учение в формы, краски, звуки мы делаем его доступным ребенку».

Считается, что отсутствие наглядности в обучении снижает его эффективность до 10%. Близко к этому значению оказывается и качество наглядных пособий. Поэтому высокими должны быть требования не только к содержанию, но и к качеству учебных наглядных пособий.

Что касается учебных наглядных пособий по ПДД, то требования к ним должны быть высоки еще и потому, что они должны работать на укрепление доверия к ним, на их высокий авторитет.

При отсутствии в школе возможности иметь отдельный кабинет ПДД, следует организовать в кабинете ОБЖ или в других классных помещениях уголок ПДД. Таких уголков ПДД лучше иметь несколько, лучше - если каждый учебный класс (особенно в начальной школе) будет иметь в своем помещении свой уголок ПДД.

Что касается оснащения уголка оборудованием, учебными и методическими пособиями, то это должно быть оборудование и пособия из перечня, необходимого для кабинета. Их состав определяется возможностями школы, но должен обеспечивать для занятий необходимый минимум.

Поскольку школ, располагающих кабинетами ПДД, в районных пока еще мало, следует организовать посещение имеющихся кабинетов учащимися других школ.

Плакаты, листовки, брошюры. Настольные игры

Фабриками игрушек выпускаются игры по Правилам дорожного движения, которые рекомендуется использовать на занятиях в младших классах для закрепления знаний по Правилам движения: «Учись вождению», «По городу», «Открой глаза», «За рулем», «Дорожные знаки», «Твои знакомые», «Маленький шофер», «Светофор», «Пешеход», «Автотрасса». Игры распространяются через торговые сети.

По вопросам организации кабинетов по Правилам движения педагогические работники образовательных учреждений могут обращаться к сотрудникам ГИБДД, закрепленных за данным образовательным учреждением.

За сохранность оборудования кабинета несут ответственность заместитель руководителя образовательного учреждения или назначенный руководством сотрудник образовательного учреждения из числа педагогических работников.

Размещение оборудования и его внешний вид должны отвечать всем требованиям технической эстетики и создавать максимальные удобства для проведения занятий и внеклассной работы.

 

Основные требования к оформлению информационного уголка

для образовательных учреждений по безопасности дорожного движения

 

Информационные и пропагандистские материалы по безопасности дорожного движения должны быть во всех школах. Они оформляются в виде специальных стендов или щитов (один или несколько) и, как правило, располагаются на видном месте в вестибюле учреждения, желательно на выходе.

Примерный перечень материалов, располагаемых на стендах, следующий:

Выписка из приказа директора школы о назначении лица, ответственного за работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (с указанием должности, фамилии, имени, отчества).

Информация (по согласованию с районным отделом ГИБДД) о закреплении за образовательным учреждением сотрудников ГИБДД и дружинников с указанием фамилий.

Информация о ДТП, происшедших с участием обучающихся образовательного учреждения и краткий разбор причин случившегося. (Можно приложить схему ДТП и указать пункты ПДД, нарушение требований которых привело к происшествию). Сообщение о работе, проведенной с обучающимися образовательного учреждения  и родителями в связи с происшедшим ДТП.

Информация о нарушителях ПДД - обучающиеся образовательных учреждений, с указанием фамилий, характера нарушения, со ссылкой на ПДД, и о мерах, принятых к нарушителям.

Информация о проводимых мероприятиях, связанных с изучением ПДД: проведение игр, конкурсов, соревнований и т.п. с обязательными сообщениями о ходе подготовки к ним.

Информация ГИБДД о состоянии ДДТТ в районе (ежемесячные данные).

В качестве постоянной, но периодически сменяемой информации можно использовать некоторые учебные материалы по ПДД. Например, по темам: «Причины ДТП», «Бытовым привычкам не место на дороге» («Ловушки»), «Как избежать опасности на дороге» и т.п.

Информация для родителей.

Образовательное учреждение обязано четко объяснять свои задачи, информировать о проблемах, об актуальных задачах.

Внимание родителей должно быть обращено не только на ту информацию, которая относится непосредственно к ним, но и на ту, с которой образовательное учреждение обращается к детям.

Для достижения наибольшей эффективности в обучении детей, родители должны быть ознакомлены с поурочным содержанием проводимых уроков по ПДД. Это необходимо для того, чтобы не было противоречий в изложении учебного материала учителя на уроке и поведением родителей в реальных дорожных ситуациях, что, к сожалению, нередко случается.

 

В качестве информационных материалов, как для родителей, так и для детей могут быть использованы газетные и журнальные вырезки актуального характера по тематике безопасности дорожного движения.

Схема безопасного движения учащихся по территории микрорайона. Эта схема носит весьма ответственную информационную нагрузку. Как правило, подобные схемы в образовательных учреждениях имеются, но к очень большому сожалению, они выполняются формально и никакой полезной работающей информационной нагрузки не несут. Подобные схемы необходимо согласовать с органами ГИБДД.

Сама по себе задача обеспечения безопасности движения обучающихся из дома в образовательное учреждение, обратно и в других направлениях в границах микрорайона всегда была и остается актуальной и требует гораздо большего внимания, чем это имеет место в реальности.

Учитель не может, да и не должен заниматься ее решением, но обратить внимание руководства образовательного учреждения, и тем самым привлечь его к решению вопросов безопасности детей на пути в районе, он в состоянии и должен это делать. Администрация, в свою очередь, может обратиться в управление образования и в ГИБДД, в муниципальные и другие органы и потребовать принятия необходимых практических мер по обеспечению безопасности детей.

При выполнении схемы надо подобрать приемлемый масштаб и соблюсти его. Схема должна легко читаться, поэтому обозначать надо основные и понятные ориентиры (строения, дороги, зеленые насаждения и т.п.), надписи должны выполняться четко, разборчиво. Обязательно обозначаются все дороги со всеми элементами (проезжая часть, трамвайные пути, тротуар, разделительная полоса, пешеходные переходы, светофоры, дорожные знаки и разметка). Расположение светофоров, дорожных знаков и разметки должно соответствовать их действительным местам расположения. Хорошо видимой линией (при необходимости со стрелками, обозначающими направление движения) должны быть обозначены все основные пути движения обучающихся к образовательному учреждению (и обратно) от близлежащих остановок маршрутного транспорта и основных мест проживания учащихся. Должны быть отмечены участки с интенсивным движением транспортных средств.

Следующий этап работы - оценка степени безопасности дорожного движения на участках дорог, прилегающих к территории образовательного учреждения:

Дорожный знак «Дети» (2 шт.): наличие, состояние, правильность установки (расстояние, высота, освещенность).

Состояние проезжей части, тротуаров и их освещенность.

Наличие остановок и стоянок транспортных средств, объездных путей, влияющих на пешеходное движение.

Наличие постоянных и временных сооружений и предметов, захламленность на территории, прилегающей к школе, влекущие ухудшение обзора, вынужденное нарушение маршрутов детей.

Наличие (при необходимости) и состояние пешеходных ограждений в местах подходов детей к образовательному учреждению.

Наличие и состояние пешеходных переходов и их обозначений (знаки, разметка).

Соблюдение скоростного режима водителями транспортных средств, наличие искусственных неровностей.

Направление движения транспортных потоков (необходимость переключения на другие направления).

Организация дежурства сотрудников ГИБДД, дружинников, учителей, родителей, старших воспитанников и членов отрядов ЮИД (в пределах целесообразности).

Оценив степень безопасности дорожного движения, состояния прилегающей территории и всего микрорайона образовательного учреждения, необходимо специальными условными значками (например, красный флажок, а при необходимости с дополнительной надписью) обозначить опасные места на схеме.

Опасность временного характера (ремонт тротуара, складирование какого-либо материала и т.д.) лучше обозначить легко съемными значками, например, на булавках, а если схема имеет остекление, то - приклеиванием к стеклу.

Если территория образовательного учреждения не имеет своего ограждения, то ее границы (а лучше всю площадь) следует обозначить на схеме.

Все изменения, происходящие на территории микрорайона, должны оперативно отражаться на схеме, путем внесения соответствующих поправок, носящих особо серьезный характер (например, вынужденное изменение маршрута движения обучающихся), обучающиеся должны быть оповещены также специальной информацией, размещаемой рядом со схемой.

Если в микрорайоне когда-либо происходили ДТП (с участием или без участия обучающихся образовательного учреждения), то места этих ДТП должны быть отмечены на схеме.

Весьма полезно, помимо схемы, вывешиваемой в вестибюле образовательного учреждения, иметь второй ее экземпляр в кабинете ПДД, где она может служить хорошим учебным пособием.

На конкретных примерах дорожной обстановки на дорогах и территории микрорайона можно вести занятия по различным темам учебной программы ПДД: перекрестки, пешеходные переходы, сигналы светофора и регулировщика, дорожные знаки и разметка и т.д., а также занятия о безопасном поведении на конкретных путях движения пешеходов в образовательное учреждение, домой и по другим направлениям.

Любые информационные и пропагандистские материалы, вывешиваемые на стендах и щитах, должны нести определенную нагрузку, должны быть работающими на выполнение конкретной задачи. Случайных материалов быть не должно! Прежде чем вывешивать какой-либо материал необходимо решить: зачем он нужен, чем он полезен, насколько он актуален.

Материалы должны обновляться. Даже полезный, но «зависевшийся», устаревший материал не работает, а из полезного становиться бесполезным и даже вредным.

 

Основные требования к транспортным площадкам

для проведения занятий по Правилам дорожного движения.

Оборудование транспортных площадок

 

Для школьников и младших школьников наиболее эффективной формой изучения Правил дорожного движения является игра-занятие, которая может проводиться как на открытом воздухе, так и в помещении. Для проведения практических занятий, игр, соревнований на лучшее знание и выполнение дорожных законов предназначаются транспортные площадки, которые должны быть оборудованы в каждой школе и детском образовательном учреждение.

Транспортная площадка (автоплощадка) представляет собой комплекс, состоящий из следующих элементов:

- асфальтированной площадки с разметкой проезжей части;

- средств регулирования (светофоров, дорожных знаков), которые могут быть изготовлены силами самих ребят на уроках труда;

- транспорта (педальных машин, велосипедистов, самокатов); учебно-материальных пособий и атрибутов игр и занятий (жезлов, формы юных инспекторов движения и т. д.);

- стационарных или переносных витрин (щитов) с агитационно - пропагандистскими материалами (плакатами, памятками, листовками) для проведения занятий.

Такая автоплощадка может быть размещена на территории школы, детского сада, парка культуры, жилого микрорайона, оздоровительного лагеря. Границы проезжей части и тротуара наносятся на асфальт белой краской (ширина 0,07-0,1 м). Дорожные знаки и панно целесообразно изготовить из металла, на стойках с подставкой (высота знака, панно со стойкой 1 - 1,2 м). При окраске знаков руководствоваться существующим ГОСТом.

Помощь в изготовлении знаков, панно, атрибутов для игр, в приобретении транспорта, формы юных инспекторов движения могут оказать органы образования, автотранспортные предприятия, городские, районные советы Всероссийского общества автомобилистов и другие источники.

Исходя из местных условий, можно подобрать для автоплощадок схемы различной сложности.

Примеры элементарных детских транспортных площадок приведены на схемах в приложении.

Игры и упражнения на площадке должны проводиться после предварительного ознакомления детей с Правилами дорожного движения на занятиях в детских садах и школах. Цель их - расширить первоначальные знания детей о порядке движения транспорта и пешеходов, научить их соблюдать правила поведения на улице.

Для большей пропускной способности площадки целесообразно предусмотреть участие в занятиях одновременно двух классов (групп, отрядов), один из которых играет роль пешеходов, другой - водителей транспортных средств. Через определенное время группы меняются ролями.

По прибытии на площадку учитель (воспитатель, член отряда ЮИД) знакомит детей со схемой площадки, организацией движения на ней (разметкой, дорожными знаками, указателями, светофорами), обращает внимание ребят на необходимость строгого соблюдения правил (не выезжать на полосу встречного движения, соблюдать дистанцию, интервал, обгон совершать только с левой стороны, выполнять требования дорожных знаков, сигналов светофора или регулировщика).

Для проведения игры-занятия выделяется 5-7 юных инспекторов движения, которые должны иметь жезлы, свистки, нарукавную повязку или форму ЮИД. Они следят за движением транспорта и пешеходов на автоплощадке.

Простейшая территория образовательного учреждения, учебно-тренировочная площадка, в виде перекрестка должна быть оборудована во дворе, а в зимнее время в вестибюле.

 

 

Основные требования к мобильным детским автогородкам

 

1. Общие положения

1.1. Автогородки - транспортная среда, включает в себя тротуары, технические организации дорожного движения (ТСОД), элементы организации дорожного движения, транспортные сооружения и пр.

Автогородки предназначены для проведения практических занятий по изучению Правил дорожного движения учащимися общеобразовательных школ, воспитанниками дошкольных образовательных учреждений и приобретения ими навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, подготовки водителей в системе Ассоциации юношеских автошкол России (ЮАШ) по транспортным категориям «А» и «В», а также для проведения районных и краевых соревнований в рамках Всероссийских соревнований «Безопасное колесо». Они представляют собой асфальтированную площадку или дорожки с твердым покрытием, оборудованные съёмными или стационарными дорожными знаками, светофорами и разметкой.

1.2. Основными критериями выбора типового проекта автогородка являются:

цели и задачи обучения детей;

объект обучения с учетом возраста детей;

площадь, выделяемая под учебную площадку и миниавтодром.

1.3. Автогородок - специализированный игровой комплекс для проведения учебного процесса по Правилам дорожного движения, приемам и навыкам безопасного управления транспортными средствами. Миниавтодромы предназначены для проведения занятий, как правило, с детьми среднего и старшего школьного возраста, с использованием миниавтомобилей (электромобилей и картов) и велосипедов. Они имеют площадь от 500 до 5000 м2 и более с дорожками и тротуарами с твердым покрытием, устроенными в одном или двух уровнях, с обязательным обустройством на них ТСОД.

Масштаб элементов поля автогородка и его оборудования должен быть соразмерен с антропометрическими данными ребенка среднего и старшего школьного возраста с учетом технических характеристик используемых транспортных средств.

Игровое поле автогородка должно обеспечивать проведение занятий по следующим темам:

Элементы дороги, порядок движения пешеходов и транспортных средств:

Улица и пешеход;

Пешеход и перекресток;

Светофор и регулировщик;

Дорожные знаки и разметка;

Маршрутный транспорт;

Безопасная езда на велосипеде;

Безопасная езда на мотоциклах и автомобилях;

Тормозной путь транспортных средств;

Обгон;

Сигналы транспортных средств;

Правила проезда нерегулируемых перекрестков;

Правила проезда регулируемых перекрестков;

Правила проезда регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходов;

Остановка и стоянка транспортных средств;

Проезд в зоне остановки маршрутного транспорта;

Правила проезда железнодорожных переездов.

2. Общие требования к планировке поля автогородков

2.1. Разнообразие дорожной инфраструктуры автогородков в первую очередь определяет площадь территории, выделяемая на их устройство.

При минимизации площади автогородков и моделирования на них дорожно-транспортных ситуаций должен быть заложен принцип наиболее часто встречающихся опасных участков дороги, где совершаются ДТП с участием детей. И при минимальной площади автогородка, в первую очередь планируются те участки дороги, которые наиболее опасны и сложны для начинающих водителей и пешеходов.

При увеличении поля площади планируемого автогородка и последующим за тем устройстве дорожек и организации движения должен быть заложен «принцип» приоритетности участков дороги с дорожно-транспортными ситуациями: от более часто встречающихся опасных ситуаций, к менее опасным, и от ситуаций, приводящих к более тяжелым последствиям - ситуациям, приводящим к менее тяжелым последствиям.

2.2. При устройстве автогородка во всех планировочных решениях система автомобильных и пешеходных дорожек должна отвечать композиционному замыслу проведения учебного процесса по изучению Правил дорожного движения и основам безопасного поведения на дороге, способствовать развитию у детей навыков ориентации в дорожных ситуациях.

Автогородки могут быть различной конфигурации и формы, но их территория должна полностью обозреваться с любой точки.

2.3. В автогородках условия движения транспорта и пешеходов должны быть максимально приближены к обычным реальным дорожным условиям.

Сеть проектируемых дорожек должна включать разные способы и методы организации дорожного движения.

2.4. Автогородки должны включать основные виды перекрестков, многорядное движение, регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы и прочее с обустройством на них ТСОД.

2.5. С автогородка должен быть обеспечен выезд в одном уровне с проезжей частью дорожек и шириной не менее 2,0 м с дорожной стороны, твердым покрытием до места хранения миниавтомобилей.

3. Технические требования к устройству дорожек и тротуаров в автогородках

3.1. Технические требования к устройству дорожек и тротуаров в автогородках должны базироваться на общих нормах СНиПа 2.07.01 -89 (2000) «Транспорт и улично-дорожная сеть», СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги, СНиП 3.03.02-85 Автомобильные дороги.

3.2. Параметры проектируемых дорожек и тротуаров определяются характером проводимого учебного процесса и видами используемых транспортных средств и их техническими скоростями.

3.3. Ширина одной полосы движения дорожки должна быть 1,6 - 2,0 м; ширина тротуара 0,8-2,0 м; минимальный радиус поворота в плане дорожки - не менее 3,0 м.

3.4. На нерегулируемых перекрестках и примыканиях, а также пешеходных переходах необходимо предусматривать треугольники видимости. Размеры сторон равнобедренного треугольника для условий «транспорт- транспорт» при скорости движения 10 км/ч должны быть не менее 10 м. Для условий «пешеход-транспорт» размеры прямоугольного треугольника видимости при скорости движения транспорта 10 км/ч должны быть 8х10 м.

В пределах треугольников видимости не допускается размещение зданий, сооружений, передвижных предметов, деревьев и кустарников высотой более 0,5 м.

3.5. Ширина велосипедной дорожки, устраиваемой в зоне автогродка, должна быть не менее 1,2 м, а ширина велосипедной полосы, устраиваемой вдоль тротуара, должна быть не менее 1,0 м.

3.6. Проезжая часть дорожек и места стоянок миниавтомобилей должны быть заасфальтированы или иметь монолитное бетонное покрытие плиток.

Пешеходные дорожки и тротуары рекомендуется устраивать из плиток или асфальтобетона.

Тротуары и газоны должны быть отделены от проезжей части бордюрным камнем или разметкой в случае их устройства в одном уровне.

3.7. Толщина покрытия проезжей части дорожек автогородков должна быть не менее 6-8 см и устроена на специально выполненном основании.

3.8. Эксплуатация автогородков допускается и в темное время суток но лишь при условии наличия наружного освещения.

4. Обустройство автогородков техническими средствами организации дорожного движения

4.1. Обустройство автогородков должно базироваться на общих требованиях ГОСТа Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования», ГОСТа Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и ГОСТа Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования».

При обустройстве автогородков дорожные знаки, разметку и светофоры необходимо пропорционально уменьшать, не нарушая при этом требований перечисленных выше ГОСТов, соразмерно антропометрическим данным детей.

4.2. В автогородках могут быть использоваться переносные (временные) и стационарные дорожные знаки и светофоры.

Переносные дорожные знаки и светофоры с утяжеленным основанием различных модификаций должны позволять разместить оборудование на определенных участках дороги таким образом, чтобы смоделировать максимально возможные, сложные и простые дорожные ситуации. Светофорные колонки должны устанавливаться возле перекрестка и крепиться с помощью стыковых элементов к изолированным источникам питания.

4.3. Дорожные знаки должны быть изготовлены из пластика толщиной не менее 4 мм. Обратная сторона знака должна иметь пластиковое крепление. Возможно комбинированное размещение - дорожные знаки на стойке светофора. Символы дорожных знаков должны быть выполнены из разноцветного пластика или световозвращающей пленки, применяемой для обычных дорожных знаков.

4.4. Дорожные знаки должны устанавливаться справа от проезжей части дорожки на расстоянии не более 0,3 м, но не более 1,0 м от края дорожки. Расстояние видимости знака должно быть не менее 20 м.

4.5. Действия знаков должны распространяться на дорожку, у которой или над которой он установлен.

4.6. В одном поперечном сечении дорожки допускается устанавливать не более трех знаков без учета табличек.

4.7. Высота установки от нижнего края дорожного знака должна быть не ближе 0,5 м к поверхности проезжей части дорожки.

На протяжении одной дорожки высота установки знаков должна быть по возможности одинаковой.

4.8. Очередность размещения знаков разных групп на одной опоре (сверху вниз, слева направо) должна быть следующей:

-           знаки приоритета;

предупреждающие знаки;

предписывающие знаки;

знаки особых предписаний;

запрещающие знаки;

информационные знаки;

знаки сервиса.

4.9. Знаки устанавливают непосредственно перед перекрестком, местом разворота, объектом сервиса и т.д., а при необходимости на расстоянии не более 10 м перед ними.

Знаки, вводящие ограничения и режимы, устанавливают в начале участков, где это необходимо, а отменяющие ограничения и режимы - в конце.

4.10. Ширина линий горизонтальной и вертикальной дорожной разметки должна приниматься 6-10 см. Разметка может быть выполнена различными материалами (краской, термопластиком, холодным пластиком, полимерными лентами и пр.). Отклонение размеров линий разметки не должно превышать 2 см по ширине линий и 5 см - по длине штрихов и разрывов. Разметка не должна выступать над проезжей частью дорожек более чем на 6 мм.

4.11. Длина штриха разметки 1.2.2, обозначающая край проезжей части, к пробелу должна иметь соотношение 1:2, при этом длина штриха - 0,5 м.

4.12. Длина штриха разметки 1.5., обозначающей разделение транспортных потоков попутных и противоположных направлений, к пробелу должна иметь соотношение 1:3, при этом длина штриха - 0,5 м.

4.13. Длина штриха разметки 1.7., обозначающая полосы движения в переделах перекрестка, к пробелу - 0,3 м, при этом длина штриха - 0,3 м.

4.14. Длина штриха разметки 1.8., обозначающей границы между полосой разгона или торможения и основной полосой проезжей части, к пробелу должна иметь соотношение 1:3, при этом длина штриха - 0,5 м.

4.15. Длина штриха разметки 1.10., обозначающей место, где запрещена стоянка транспортных средств, к пробелу должна иметь соотношение 1:1, при этом длина штриха - 0,5 м.

4.16. Длина штриха разметки 1.11., обозначающей разделение транспортных потоков противоположных и попутных и направлений, к пробелу должна иметь соотношение 3:1, при этом длина штриха - 0,5 м.

4.17. Разметка 1.14.1 и 1.14.2 «Зебра» должна иметь ширину от 1,0 м и более, имея соотношения 0,2 м штриха линии к 0,3 м пробела.

4.18. Параметры линий разметки 1.13, 1.15, 1.16, 1.18, 1.19, 1.20, 1.21, 1.23, 1.24, 1.25 могут быть уменьшены пропорционально на 30-50%.

4.19. В автогородках могут устанавливаться светофоры различных типов (со стрелкой, с двумя стрелками, с сигналами для пешеходов и т.д., а также двухсторонние, четырехсторонние, подвесные и стационарные) из высокопрочных материалов окрашенные порошковой краской. В целях безопасности входящее напряжение для светофоров должно составлять 220 в, а исходящее (непосредственное свечение световых сигналов) - 12в, за счет установки преобразователя электрического тока.

4.20. Высота установки светофоров от нижней точки корпуса до поверхности проезжей части дорожки должны быть 0,8-1,2 м от проезжей части, чуть выше головы сидящего водителя в миниавтомобиле.

4.21. При эксплуатации светофоров на автогородке следует предусмотреть различные режимы его работы: ручной, в режиме заданной программы, в режиме желтого мигания («ночного города»). Все светофорные объекты должны иметь один режим программы и включаться синхронно. Должна быть предусмотрена возможность смены режима работы с пульта управления светофорами как отдельного светофорного объекта так и всех объектов.

4.22. В автогородках по внешней кромке дорожек и на разделительной полосе могут быть применены элементы пассивной безопасности - не травмоопасные ограждения (например, в виде автомобильных покрышек).

4.23. В автогородках могут быть установлены стационарные или переносные дорожные знаки и светофоры. При установке стационарных светофоров линии коммуникации между светофорами и пультом управления должны быть устроены под проезжей частью дорожек.

4.24. Переносные светофоры устанавливаются возле перекрестка и крепятся с помощью стыковых элементов к изолированным источникам питания, которые проложены под бронированным кабелем.

Пульт управления светофорами должен находиться в специально обустроенном командном пункте автогородка или на его территории в закрывающимся на ключ ящике или колонке светофора.

Радиоэлектронные схемы пульта-управления должны обеспечивать педагогу моделировать дорожную ситуацию на перекрестке автогородка, как в ручном режиме, так и в автономном (светофоры работают по заданной программе).

4.25. Переносные дорожные знаки устраиваются с утяжеленным основанием или в специальные гнезда на игровом поле автогородка.

5. Общие требования к учебному полю автогородка

5.1. Создавая учебное поле автогородка, который является базовым для ряда образовательных учреждений и других детских учреждений, следует учитывать, что там должны проводиться занятия по обучению Правилам дорожного движения и основам безопасного поведения на дороге детей младшего возраста.

Проектируя автогородок следует учитывать, что он должен решать следующие задачи:

создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целевой системы профилактики «дети - безопасность - дороги»;

разработку и внедрение современных программ по профилактике безопасности дорожного движения;

координацию взаимодействия деятельности всех заинтересованных структур в решении проблем безопасности детей и подростков на дорогах;

повышение профессионального уровня процессов воспитания по профилактике дорожного травматизма;

повышение качества работы со средствами массовой информации и печати по вопросам профилактики дорожного травматизма;

обобщение и распространение опыта педагогической деятельности образовательных учреждений и организаций, занимающихся профилактикой дорожного травматизма.

5.2. При проектировании автогородка планировку устройства его дорожек следует максимально приблизить к условиям города или населенного пункта. Для большей схожести с настоящим городом на территории миниавтодрома могут быть размещены различные строения или их символика (игротека, кафе, гараж, заправочная станция и т.д.). Усложнение условий движения достигается путем применения специальных инженерных сооружений (путепроводов, эстакад, тоннелей, железнодорожных переездов и т.д.). Кольцевой маршрут следует считать главной дорогой в автогородке.

5.3. В зоне автогородка может быть оборудована велодорожка для проведения практических занятий по фигурному вождению велосипеда.

5.4. Возможно совместное расположение автогородка с учебным автодромом для подготовки водителей транспортных средств. Это позволит организовать и проводить занятия с учащимися старших классов, с целью дальнейшей их подготовки к приобретению профессии водитель транспортного средства.

5.5. Для обеспечения учебного процесса автогородок должен быть оборудован:

помещением для хранения учебного имущества и транспортных средств;

учебными классами;

местом для стоянки транспортных средств.

5.6. На территории автогородка должен быть размещен щит с изображением плана автогородка, а также размещена полезная информация о работе автогородка и правилах поведения на его территории. Также могут быть установлены и другие щиты (транспаранты, баннеры) с информацией о Правилах дорожного движения и основах безопасного поведения (езды) в автогородке.

 

Положение об отрядах юных инспекторов движения (ЮИД)

(примерное)

 

Общие положения

Отряды ЮИД создаются на базе и из числа учащихся учреждений образования при поддержке ОГИБДД УВД и других заинтересованных организаций.

Цели и задачи

Создание отрядов ЮИД осуществляется с целью организации, проведения работы с детьми по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма, пропаганды безопасного поведения на дороге, развития ответственности в обеспечении безопасности жизнедеятельности, воспитания правовой культуры. Основными задачами данной работы является: изучение ПДД детьми, расширение, развитие знаний, умений в области БДД, воспитание соответствующих навыков поведения, использования их в повседневной жизни, профессиональная ориентация учащихся.

Организация работы и структура отрядов ЮИД

Руководитель отряда ЮИД назначается приказом руководителя МОУ. Руководитель отряда ЮИД работает в тесном взаимодействии с сотрудниками ОГИБДД и других заинтересованных организаций. Периодичность проведения занятий устанавливается руководителем учреждения.

Отряд ЮИД создается при наличии 10-12 членов и более из числа учащихся учреждения в возрасте от 8 до 14 лет. Возможно создание нескольких отрядов ЮИД в одном учреждении по возрастным группам.

Руководитель отряда разрабатывает и ведет следующую документацию:

положение об отряде ЮИД;

тематический план занятий;

план проведения мероприятий по БДД;

журнал посещаемости.

В конце учебного года готовит краткий отчет реализации планов, анализирует деятельность отряда ЮИД.

Форма участников отрядов ЮИД и удостоверение

Форма членов отрядов ЮИД изготавливается из плотной ткани синих оттенков и состоит из комплекта: китель, брюки - для мальчиков, юбка - для девочек, пилотка, галстук. В форменном обмундировании используется металлическая фурнитура, а также аксельбант, ремень, портупея. Под кителем - белая рубашка без декоративной отделки. Удостоверение члена отряда ЮИД представляет собой плотную книжечку размером 9х6 см с фотографией 2х3 см. Удостоверение выдается члену отряда по решению Совета ЮИД.

Разделы работы

В зависимости от уровня знаний, умений и возрастных особенностей, а также с учетом положений членов отряда ЮИД, проводится следующая работа по разделам:

изучение ПДД;

вождение и техническое обслуживание велосипеда;

оказание первой медицинской помощи;

история ЮИД;

основы страхования;

агитбригада;

оформительская работа.

Раздел «Изучение Правил дорожного движения» направлен на углубленное изучение Правил дорожного движения, дорожных знаков, разбор дорожных ситуаций. В данный раздел также входят практическая работа по предупреждению ДТП (проведение рейдов с детьми по выявлению нарушителей ПДД, проведение агитационно-профилактической работы).

Раздел «Вождение и техническое обслуживание велосипеда» включает в себя умение управлять велосипедом, преодолевать полосу препятствий, а также умение находить неисправности в велосипеде и устранять их.

Раздел «Оказание первой медицинской помощи» направлен на приобретение детьми навыков и умений оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при ДТП.

Раздел «История ЮИД» расширяет кругозор, углубляет знания участников отряда ЮИД по безопасности дорожного движения, истории возникновения, развития ПДД, автотранспорта, его создателей, истории ЮИДовского движения.

Раздел «Агитбригада» включает в себя проведение массовой агитационно-пропагандистской, разъяснительной работы по БДД в детских образовательных учреждениях, развитие творческих, актерских способностей у детей, сценического мастерства.

Раздел «Оформительская работа» развивает художественные способности, навыки оформления плакатов, стенных газет, листовок, декораций к спектаклям по БДД, а также работу по изготовлению пособий, оформлению уголков БДД в образовательных учреждениях.

Проведение мероприятий

Реализация знаний, полученных детьми в отрядах ЮИД по перечисленным разделам работы, осуществляется в практической деятельности при проведении различных мероприятий, конкурсов, соревнований по БДД, в том числе ежегодных районных слетов ЮИД.

 

Перечень необходимых документов в образовательном учреждении

для организации работы по профилактике детского

дорожно-транспортного травматизма

(примерный)

 

1. Нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность образовательного учреждения по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (приказы вышестоящих органов, приказы по образовательному учреждению о назначении ответственного за организацию и ведение работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, другие приказы и положения, отражающие соответствующую деятельность).

2. Совместный план работы образовательного учреждения и УГИБДД УМВД России по Камчатскому краю на учебный год.

3. Документы, отражающие деятельность отряда юных инспекторов движения (приказ о назначении руководителя отряда ЮИД, список членов отряда, утвержденный план работы отряда на учебный год, журнал учета проводимых мероприятий, паспорт отряда и другие дополнительные материалы).

4. Учебно-материальная база для обучения детей и подростков Правилам дорожного движения:

4.1. Плакаты по безопасности дорожного движения, расположенные в вестибюле образовательного учреждения.

4.2. Стенд образовательного учреждения по безопасности дорожного движения.

4.3. Стенд (уголок), отражающий деятельность отряда юных инспекторов движения (ЮИД).

4.4. План-схема и макет микрорайона образовательного учреждения с указанием улиц, их пересечений, средств организации дорожного движения, участков, представляющих наибольшую опасность и рекомендуемых пешеходных маршрутов.

4.5. Автоплощадка - модель перекрестка с нанесенной разметкой, имитирующий участок пересечения проезжих частей, пешеходного перехода (переходов).

4.6. Оборудованный и обеспеченный наглядными пособиями кабинет по безопасности дорожного движения.

4.7. Уголки безопасности дорожного движения в каждом учебном кабинете начальной школы и в каждой группе дошкольных образовательных учреждений.

4.8. Информация для родителей по безопасности дорожного движения в каждой группе дошкольных образовательных учреждений.

4.9. Наличие в библиотеке образовательного учреждения методической, дидактической и художественной литературы для педагогов и обучающихся по вопросам безопасности дорожного движения, учебных пособий по Правилам дорожного движения, а также наличие самих Правил дорожного движения.

4.10. Наличие методических рекомендаций и разработок, направленных на формирование знаний, умений и навыков по безопасности дорожного движения для педагогических работников (сценарии мероприятий, игры, инструктажи, памятки, листовки).

5. Постоянно обновляемые списки обучающихся, имеющих вело-мототехнику. Проведение с ними дополнительных занятий по Правилам дорожного движения.

6. Журнал учета состояния детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении и принимаемых мер по фактам дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

 

 

 

План

проведения лекции по предупреждению детского

дорожно-транспортного травматизма для педагогических

работников образовательных учреждений

(примерный)

 

1. Вступительная часть. О необходимости и важности выполнения правил дорожной безопасности, историческая справка - 5 мин.

2. Просмотр кинофильма «Безопасность на дороге»      - 15 мин.

3. Статистика и анализ ДТП и детского дорожно-транспортного травматизма в стране и Камчатском крае - слайдофильм и фото ДТП - 15 мин.

4. Профилактика ДДТТ в Камчатском крае. Долгосрочная краевая целевая программа «Обеспечение безопасности дорожного движения в Камчатском крае в 2013-2015 гг.» - 3 мин.

5. Программные требования по обучению школьников безопасности дорожного движения в рамках программы ОБЖ (Элементы дороги в городе,  районе, сельской местности; участники движения; виды пешеходных переходов; дорожные знаки; светофорное регулирование) - 20 мин.

7. Типичные ошибки при обучении школьников БДД - 20 мин. (знаки «пешеходный переход», разметка, обозначение остановки автобуса и его обход) - 20 мин.

8. ЮИДовское движение (цели и задачи членов отрядов ЮИД, организация работы и структура) - 10 мин.

9. Просмотр кинофильмов и роликов по предупреждению ДДТТ - 10 мин.

10. Рекомендуемые материалы и наглядно-методические пособия БДД для учителей («ДДД»; Издательство «Кедр», брошюра «Просвещение»; «Три сигнала светофора») - 5 мин.

11. Подведение итогов, тестирование слушателей - 10 мин.

13. Заключительное слово. Раздача наглядной агитации (можно в ходе работы) - 3-5 мин.

Итого - 123 мин.

 

ПАМЯТКА

для обучающихся о безопасном поведении на улицах и дорогах

(в помощь педагогическим работникам образовательного учреждения)

 

1) Жди, пока автобус или другое транспортное средство отъедет на безопасное расстояние, или переходи в другом месте, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

2) Прежде чем перейти дорогу, остановись, посмотри налево и на право, потом еще раз налево, и, убедившись в безопасности, переходи дорогу, постоянно контролируя ситуацию.

3) Красный сигнал светофора - запрещающий, так как с другой стороны горит зеленый для машин. Желтый - знак внимания, предупреждающий о смене сигналов светофора. Для пешехода желтый сигнал также является запрещающим, так как на желтый сигнал машинам разрешено закончить проезд перекрестка. Зеленый разрешает движение, но, прежде чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо убедиться в том, что все машины остановились. Желтый мигающий сигнал светофора информирует о том, что перекресток нерегулируемый. Поэтому, прежде чем перейти дорогу, убедитесь в собственной безопасности.

4) Необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги. Но если уже попал в такую ситуацию, то стой на середине дороги, на осевой линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, или на «направляющем островке», и не делай шаги ни вперед, ни назад, не оценив ситуацию, чтобы водитель успел принять решение, как лучше тебя объехать.

5) Выходя из подъезда, уже будь внимателен и осторожен. Играй подальше от дороги, там, где нет машин.

 

ПАМЯТКА

типичные ошибки при преподавании Правил дорожного движения

(в помощь педагогическим работникам образовательного учреждения)

 

1) Не используйте для показа старые знаки на желтом фоне.

2) Не путайте группы знаков, правильно называйте дорожные знаки и информацию, которую несет в себе тот или иной дорожный знак. Например, часто путают значение знаков с одинаковым названием «Пешеходный переход» 1.20 (треугольный с красной каймой) относится к группе предупреждающих знаков и предупреждает водителя, что впереди через 50 метров - знак 5.16.1 и находится пешеходный переход, а знак 5.16.1 (квадратный синий), имеющий то же название, относится к группе информационно-указательных и указывает пешеходам, и размещается непосредственно в месте пешеходного перехода через дорогу надо переходить именно здесь.

3) Необходимо начинать знакомить детей со знаков, актуальных для юных участников дорожного движения. В первую очередь, дети должны знать значение знаков: «Пешеходный переход» (подземный и надземный), «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Дети», «Движение на велосипедах запрещено», «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Велосипедная дорожка».

4) Дорожный знак «ДЕТИ» вовсе не предусматривает переход через дорогу именно в месте его установки, а лишь информирует водителя о том, что на дороге могут неожиданно появиться дети, так как рядом школа, детский сад или другое учреждение, и возможно неожиданное появление детей на дороге.

5) Прежнего предписания «автобус обходи сзади, трамвай - спереди» в Правилах дорожного движения уже нет. Если после выхода из транспортного средства нужно перейти дорогу, дойдите до пешеходного перехода и только по нему, соблюдая правила безопасности, перейдите проезжую часть.

6) Необходимо постоянно напоминать детям, что пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходом, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрёстках по линии тротуаров или обочин.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрёстка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

 

Перечень нормативных правовых актов, использованных

при составлении методических рекомендаций

 

Федеральный закон от 10.12.95 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".

Закон РФ от 07.02.92 № 2300-1 "О защите прав потребителей".

Федеральный закон от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения".

Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Приказ Минтранса России от 08.01.97 № 2 "Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами" (зарегистрирован в Минюсте России 14.05.97, рег. № 1302).

Приказ Минтранса России от 09.03.95 № 27 "Об утверждении Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов" (зарегистрирован в Минюсте России 09.06.95, рег. № 868).Приказ Минтранса России от 20.08.2004 № 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" (зарегистрирован в Минюсте России 01.11.2004, рег. № 6094).

Постановление Правительства РФ от 23.10.93 № 1090 "О Правилах дорожного движения" (с изменениями).

Приказ Минтранса России от 07.07.98 № 86 "Об утверждении Правил использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации".

Постановление Правительства РФ от 10.06.2002 № 402 "О лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом".

Приказ МВД России от 06.07.95 № 260 "О мерах по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения"

 

 

 

Travel Turne Tranzito