Полезные ссылки

 

Краткий опрос

Статистика

Пользователей : 190
Статей : 329
Просмотрено статей : 606307
Сейчас на сайте: 4

Сунчугашева Лира Николаевна - учитель химии и биологии.

В данном разделе вы сможете найти рабочие программы, открытые уроки и методические разработки.

Игра  «Звездный час» /метод Н.Пряжникова


Цель игрового упражнения — помочь учащимся 10-11 классов луч­ше осознать основные личностные смыслы той или иной профессиональной деятельности для человека и соотне­сти эти смыслы со своим собственным представлением о счастье.

По времени оно может занять около 20—40 минут, но если получится интересная дискуссия, то времени потребуется больше.

В самом общем плане участники игры пытаются выде­лить и обсудить различные «радости» жизни и работы, наиболее характерные для представителей тех или иных профессиональных и социальных групп общества.

Возможны различные варианты проведения упражне­ния.

Во-первых, можно рассмотреть «звездные часы» для типичных профессиональных стереотипов (для типично­го ученого, типичного продавца, типичного таксиста...), а можно рассмотреть и стереотипы более широкого плана (типичного «нового русского», типичной «шикарной жен­щины», типичного «супермена», типичного «пьяницы», типичного «простого человека» и т. п.).

Во-вторых, варианты проведения упражнения могут быть разными по форме и процедуре.

1-й вариант (основные этапы проведения):

1. Участники рассаживаются в круг и совместно опре­деляют, какой профессиональный стереотип (или социаль­ный стереотип) они будут обсуждать. Например, все со­шлись на профессиональном стереотипе типичного «бар­мена».

2. Далее ведущий дает участникам следующее задание:

«Сейчас каждый из вас попробует представить, какие са­мые приятные, радостные минуты в жизни типичного бармена (у каждого может быть свое собственное пред­ставление об этом). Далее все мы по очереди кратко вы­скажем свои предположения, после чего обсудим, чьи же представления оказались наиболее реалистичны, то есть в наибольшей степени соответствуют «счастью» большин­ства барменов...».

3. Участники по очереди говорят о своих представле­ниях о «звездном часе» бармена. Ведущий при этом не должен как-то критиковать эти представления. В под­ростковых (а часто и во взрослых) аудиториях вполне возможны шутки и некоторая ирония по отношению к «счастью» стереотипов, особенно стереотипов неорди­нарных, но находящихся у всех на виду... Мы считаем, что это нормально, ведь нередко с помощью шутки можно по­нять гораздо больше, чем в серьезных обсуждениях... Вы­сказывания участников могут повторяться, хотя было бы интереснее называть разнообразные проявления радости для данного профессионала, что позволило бы более пол­но понять эту профессию. Естественно, ведущий не дол­жен допускать перерастания шутки в откровенную гру­бость и «зубоскальство».

4. Далее организуется обсуждение, чьи же представле­ния о самом большом счастье для бармена оказались наи­более характерными и правдивыми. Поскольку такие представления носят в основном субъективный характер, то не следует стремиться к полной «объективности» об­суждения. Ведущий должен быть готов согласиться даже с теми мнениями, которые сам не разделяет. Смысл упражнения — не столько в том, чтобы познакомить уча­стников с «правдой», сколько в том, чтобы актуализиро­вать их представления о «радостях» того или иного труда, и лишь по возможности, в тактичной и ненавязчивой форме подкорректировать эти представления.
^

 

2-й вариант:


1. Участники разбиваются на группы по 3—5 человек (микрокоманды).

2. Определяются наиболее интересные для всех про­фессиональный или социальные стереотипы по числу иг­ровых микрокоманд.

3. Каждая группа берет для рассмотрения какой-то один стереотип. Необходимо примерно за 7—10 минут выделить 3—5 наиболее характерных для этого стереотипа радостей (ради чего представители данной профессии или социальной группы вообще живут, что для них самое главное в жизни...). Желательно выписать все это на лис­точке и определить человека, который сумел бы кратко рассказать о том, к чему пришла микрогруппа.

4. Далее по очереди представители микрогрупп высту­пают (зачитывают свои варианты профессионального счастья) и после каждого выступления организуется не­большое обсуждение. Кто-то задает уточняющие вопро­сы, кто-то высказывает свое мнение. Если окажется, что представления о счастье будут диаметрально противопо­ложными, то удивляться этому не следует, но участникам для обострения дискуссии все же можно предложить определить что-то наиболее характерное и, следователь­но, менее противоречивое.

Разновидностью 2-го варианта упражнения является такая его организация, когда микрокоманды обсуждают только один профессиональный (или социальный) стере­отип и в ходе общей дискуссии определяют, чье представ­ление о радостях данного стереотипа является наиболее полным и правильным. Нередко оказывается, что в раз­ных микрогруппах некоторые представления сильно сов­падают.
^

3-й вариант:


1. Участники разбиваются на микрогруппы. В каждой микрогруппе сами участники определяют (загадывают) наиболее интересный для себя профессиональный или социальный стереотип, но так, чтобы никто пока об этом не знал (случайно не услышал...).

2. Задание каждой микрогруппе: «В течение 10 минут совместными усилиями необходимо придумать, а потом кратко представить сценку из жизни (или из профессио­нальной деятельности) загаданного стереотипа, которая отражала бы самые прекрасные мгновения его существо­вания».

3. По очереди микрокоманды проигрывают счастли­вые мгновения из жизни стереотипов (время на одно про­игрывание — не более 5—7 минут). А остальные пытаются угадать, о каком стереотипе идет речь. Отгадывание про­исходит в небольшой общей дискуссии, организуемой сразу после проигрывания сценки. Главные игроки (толь­ко что проигравшие эту сценку) в дискуссии не участвуют и, как правило, с интересом наблюдают за высказывания­ми своих товарищей. Ведущий выписывает на доске наи­более «прозвучавшие» (принятые многими) варианты от­гадок. Можно даже ограничить число таких вариантов, например, двумя-тремя.

4. После этого называется загаданный стереотип и ди­скуссия может вновь возобновиться, например, кто-то может не согласиться с тем, как представила данный сте­реотип микрокоманда.
^

4-й вариант — «Хвастуны»:


1. Каждому игроку дается задание: «Придумать наибо­лее интересный для себя профессиональный или жизнен­ный стереотип. На отдельном листочке в течение 5—7 ми­нут написать название этого стереотипа и выписать 2—3 наиболее характерных счастливых мгновения из жизни этого стереотипа (это своеобразная разминка перед основным упражнением). Предлагается каждому предста­вить себя на месте этого стереотипа с тем, чтобы в игровой ситуации рассказать кому-то о том, как у Него все пре­красно, то есть похвастаться, какой Он молодец и как у Него все здорово...». Важно подумать и о том, как (с по­мощью каких слов и типичных манер поведения) убеди­тельнее представить загаданный стереотип.

2. Далее выбираются два игрока-добровольца и разыг­рывают небольшую сценку в течение 5—10 минут, в кото­рой по очереди, а может, даже и мешая друг другу (как в жизни), начинают хвастаться своей прекрасной жизнью и работой, но называя не саму работу, а наиболее харак­терные радости, с этой работой связанные. В этом своеоб­разном соревновании необходимо сыграть более счастли­вого человека.

3. После этого каждый пытается с двух попыток назвать (угадать) тот стереотип, который изображался его напар­ником, а дальше организуется небольшое общее обсужде­ние того, насколько достоверно удалось каждому изобра­зить свой загаданный стереотип. При этом важно учесть не только слова и факты, подтверждающие «счастье» дан­ного стереотипа, но и саму манеру разговора, интонации и прочие характерные для разных стереотипов проявле­ния (если ведущий напомнит и об этом, то обсуждение получится намного полезнее и интереснее).